Уникальную модель ЮГК можно задействовать в других областях, - Махмуд Мамед-Кулиев

16:40 - 16.01.2018


Caspian Energy (CE): Уважаемый Махмуд муаллим, насколько успешным был минувший год для внешнеполитического ведомства Азербайджана, насколько успешными были переговоры по соглашению о партнерстве и сотрудничестве с ЕС и по вступлению страны в ВТО?

 

Заместитель Министра Иностранных дел Азербайджана Махмуд Мамед-Кулиев:  2017 год прошел под знаком позитивной динамики во взаимотношениях ЕС – Азербайджан. Визит г-на Президента Ильхама Алиева в Брюссель в начале года сыграл в этом отношении ключевую роль. Во время визита были проведены встречи с высшими должностными лицами Евросоюза и обсуждены вопросы об углублении равноправного и взаимовыгодного партнерства с ЕС. Руководство ЕС выразило однозначную поддержку независимости, суверенитету и территориальной целостности Азербайджана. Официальный Брюссель отметил Азербайджан как важного и надежного партнера для ЕС, в отношениях с которым немаловажную роль играет стратегическое сотрудничество в энергетической сфере.

 

...документ отразил единую позицию ЕС в вопросах территориальных конфликтов в регионе стран Восточного Партнерства.

Визит также ознаменовал собой официальное начало переговорного процесса по новому всеобьемлющему соглашению. Новый двусторонний документ поднимет сотрудничество с ЕС на новый стратегический уровень и обеспечит прочную правовую основу для более тесного и эффективного развития равноправного и взаимовыгодного партнерства. Он также откроет возможности для широкомасштабного сотрудничества в сфере политического диалога, торговли, инвестиций, экономики, законодательства и культуры. В течение минувшего года стороны были вовлечены в интенсивный переговорный процесс, как в Баку так и в Брюсселе, а также в формате видео-конференций. Переговорный процесс разделен на 3 больших блока – политический, торгово-экономический и секторальный. Определенные пункты соглашения уже согласованы, по другим обсуждения близки к завершению, но остается еще немало вопросов по которым стороны продолжают обсуждения для нахождения точек соприкосновения. В целом же, учитывая достигнутый прогресс, минувший год можно считать успешным для переговорного процесса.

Касательно процесса по вступлению Азербайджана в ВТО в июле минувшего года состоялся визит нашей делегации в Женеву. В ходе визита азербайджанская делегация провела двусторонние переговоры с представителями США, ЕС, Японии, Таиланда, Бразилии, России, Швейцарии и Индии по товарам и услугам, многостороннюю встречу по внутренней поддержке сельского хозяйства, а также участвовала в работе 14-го заседания Рабочей Группы по Азербайджану. 

После того как процесс диверсификации ненефтяного сектора даст свои результаты и приоритетные отрасли экономики продемонстрируют стабильный рост, вопрос о конкретных временных рамках для вступления в ВТО может быть рассмотрен. В этой связи первые результаты экономических реформ ожидаются к 2020 году.

 

 Качество документа, а также принципы заложенные в нем, должны преобладать над согласованием на скорую руку 

 

CE: Почему летом (в июне) Вы сказали, что «переговоры по новому соглашению с ЕС нелегкие», поэтому «нужно запастись терпением», в чем Вы видите главную проблему? Удалось ли Вам продвинуть переговорный процесс с тех пор и какие шаги Вы предпримете в 2018 году для усиления качества и интенсификации  переговорного процесса с ЕС?

 

Махмуд Мамед-Кулиев: Когда был задан данный вопрос мы только начинали переговорный процесс. Выше я уже отметил удовлетворительный прогресс по переговорному процессу. За короткий срок сторонам удалось провести 11 раундов переговоров по всем 3 блокам соглашения. Это свидетельствует о стремлении сторон продвигать процесс вперед.

Азербайджан рассматривает новое соглашение прежде всего как долгосрочную и прочную основу для равноправного партнерства. В этой связи мы считаем, что качество документа, а также принципы заложенные в нем, должны преобладать над согласованием на скорую руку. Искусственное форсирование переговоров может отразиться на качестве документа.   

Кроме того Азербайджан всегда ратовал за дифференцированный и адаптированный подход в отношениях ЕС с партнерами. То, что подходит для одной страны-партнера ЕС для другого может быть неприемлемым или иметь противоречия с национальным законодательством. Эти моменты должны быть обязательно учтены в новом соглашении и мы надеемся на понимание со стороны наших европейских партнеров.   

Мы продолжим переговоры с той же интенсивностью, что и в минувшем году. Причем это относится и к подготовительному процессу, и к работе с соответствующими ведомствами во время коротких периодов между раундами. Как вы уже знаете по каждому блоку были созданы межведомственные рабочие группы. Эти группы регулярно проводят координационные встречи для согласования и выработки единой позиции по соответствующим областям.  Такие встречи экспертов способствуют усилению межведомственной координации и обеспечению более широкого охвата наших интересов и предложений. 

Тем не менее, существует ряд нелегких вопросов. Примером может служить повсеместная отсылка в рамках торгового блока к правилам и принципам ВТО членом которого Азербайджан пока не является. В то же время экономика Азербайджана растет и идет процесс диверсификации. Мы постепенно интегрируемся в мировую систему торговли. Принимая это во внимание, основные принципы ВТО, упрощающие более тесные торговые отношение, внедряются и в нашей экономике.

 

CE: Вы отметили, что определенные пункты соглашения с ЕС уже согласованы. Какие именно согласованы? Что представляет из себя экономическая часть, поскольку 50% внешнеторгового оборота Республики и 46% иностранных инвестиций, вложенных в экономику страны приходится на долю ЕС?

 

Махмуд Мамед-Кулиев: Не вдаваясь в подробности можно сказать, что достаточно много вопросов в политическом и  секторальном блоках соглашения уже согласованы. Азербайджан и ЕС имеют тесные торгово-экономические связи. Азербайджан является крупнейшим торговым партнером ЕС на Южном Кавказе, а страны ЕС являются одними из основных торговых партнеров Азербайджана и входят в список главных  иностранных инвесторов в экономику Азербайджана.  Только за последние 10 лет страны ЕС вложили более 10 миллиардов долларов в нашу экономику. В этой связи торгово-экономическая часть соглашения может предоставить широкие возможности для упрощения торговых отношений, в том числе поощрения экспорта между сторонами.

 

CE: Департамент Восточного соседства Генерального директората Еврокомиссии по вопросам соседства и расширения ЕС (DG NEAR), его глава г-н Мередит после февральского визита президента Азербайджана г-на Ильхама Алиева в Брюссель  предложили Азербайджану реализацию программы EU4Business поддержки малого и среднего бизнеса. Как реализуется сегодня эта сфера сотрудничества?

 

Махмуд Мамед-Кулиев:Европейская Комиссия оказывает помощь для развития различных секторов нашей экономики. Примером такой помощи являются проекты по поддержки малого и среднего бизнеса, а также регионального развития. EU4Business - один из новых инструментов, запущенных в этом направлении. В настоящее время реализуется совместный проект с Организацией Экономического Сотрудничества и Развития по внедрению компонента Стратегической Дорожной Карты Азербайджанской Республики о малом и среднем предпринимательстве и по его мониторингу.

 

CE: Какая практическая работа проведена МИД-ом по итогам визита главы государства в Брюссель?

 

Махмуд Мамед-Кулиев: Основным итогом данного визита, как уже отмечалось, стало начало переговорного процесса по новому соглашению, которое продолжается в интенсивной форме по сей день.

Последовательная и целенаправленная работа в течение года позволила обеспечить основные интересы нашей страны в итоговой Декларации пятого саммита Восточного Партнерства, состоявшегося в Брюсселе 24 ноября. Этот важный документ отразил приверженность ЕС принципам международного права, в том числе территориальной целостности, независимости и суверенитета стран-партнеров и единую позицию ЕС в вопросах территориальных конфликтов в регионе Восточного Партнерства. Данная позиция также отражена в Глобальной Стратегии ЕС по внешней политике и политике безопасности. Попытки армянской стороны включить провокационные дополнения, противоречащие нашим интересам были предотвращены.

Стороны также начали консультации по согласованию новых Приоритетов Партнерства для 2018-2020 – документа, призванного заменить ранее применявшийся План Действий для Политики Европейского Соседства (ENP Action Plan).  

Также был сделан значительный прогресс по согласованию проекта Соглашения о едином авиационном пространстве и на сегодня обсуждения по документу близки к завершению.

 

В 2017 году были организованы экспортные миссии в Катар, ОАЭ, Казахстан, Германию, Афганистан, Китай и Пакистан.

 

CE: Согласно распоряжению г-на президента Ильхама Алиева государство должно обеспечивать протекцию на внешних рынках бренду «made in Azerbaijan». Какая практическая работа проведена в этом направлении МИД в 2017 году и каковы ее результаты?

 

Махмуд Мамед-Кулиев: C целью поощрения экономического потенциала страны за рубежом, в том числе содействия экспорту товаров и услуг местных производителей на мировые рынки, дипломатическими миссиями Азербайджана проводится необходимая работа по проведению бизнес-форумов, оказывается поддержка в организации экономических мероприятий, изучении иностранных рынков для продвижения наших товаров и услуг, а также участие в международных выставках и открытие торговых домов для продвижения бренда "Made in Azerbaijan". МИД также содействовал включению вопроса продвижение бренда "Made in Azerbaijan" в дорожные карты по двустороннему экономическому сотрудничеству с Казахстаном и Украиной.

Кроме того в минувшем году при содействии нашей дипмиссии открылся Торговый Дом Азербайджана в Минске. Не за горами открытие аналогичных торговых домов в Украине, Латвии, Казахстане и России. В 2017 году были организованы экспортные миссии в Катар, ОАЭ, Казахстан, Германию, Афганистан, Китай и Пакистан.

 

 Думаю, что Германия и ее логистические компании могли бы рассмотреть варианты сотрудничества с Азербайджаном

 

CE: В своем выступлении на праздновании национального дня Германии, Вы сказали, что Азербайджан заинтересован в сотрудничестве в транспортной сфере с Германией, какие транспортные проекты способствуют развитию экономического сотрудничества?

 

Махмуд Мамед-Кулиев: Между Азербайджаном и Германией уже длительное время осуществляется взаимовыгодное и плодотворное сотрудничество в сфере экономики. Конечно же, мы желали бы видеть ускоренный темп развития торгово-экономических отношений с этой страной. Учитывая то, что наши страны не имеют общей границы и расположены на достаточно большой дистанции друг от друга, мы должны подходить к вопросам торговли, доступа на рынок, а также развития обоюдных взаимовыгодных экономических отношений в стратегическом понимании. Для нас это приоритетное направление развития торговых отношений, не только с Германией, а с Европой в целом.

Если посмотреть на карту Евразии, рассматривается потенциал развития дополнительного транспортно-торгового коридора между Европой и Азией, связующим звеном в котором является Азербайджан. Учитывая видение Азербайджана относительно Нового Шелкового Пути, сокращающего расстояние между Европой и Азией, я считаю, что одной из возможностей для немецких компаний в Азербайджане может стать сектор транспорта и логистики. Всем известен опыт и возможности Германии в этих секторах. Неспроста Бакинский Международный Торговый Порт развивает тесные отношения с портом Гамбурга.

Развитие трансграничных инфраструктурных проектов критически важно для создания прочных торговых отношений. Азербайджан многие годы работал над созданием транспортных коридоров. К настоящему времени уже создана  большая часть необходимой транспортной инфраструктуры. У нас имеется железнодорожная связь с соседями, которые являются крупными региональными рынками и у которых большие объемы товарооборота со странами Азии, скажем, например, с тем же Китаем. Наш грузовой флот является ведушим в регионе Каспийского моря. Но Правительство нацелено на еще большее развитие торговых магистралей с соседними странами.

Мы намерены наращивать перевозки посредством нового крупнейшего порта, построенного на Каспии. Его первый этап уже почти задействован, и к середине следующего года намечена эксплуатация его начальных мощностей, что позволит принимать дополнительные 2-3 грузовых судна ежедневно.

Тестовые поезда-контейнеровозы из Китая в Европу уже следуют через Азербайджан.  Таким образом, транспортный коридор Восток-Запад можно считать уже созданным. Азербайджан также оказал Грузии финансовую поддержку в размере более 700 млн. долларов для строительства новой линии железной дороги. Мы проводим последний этап переговоров с Ираном по финансированию строительства линии железной дороги в Иране, которая соединит иранские железные дороги с азербайджанскими, и таким образом обеспечит сквозной поток торгового оборота между Индией, Пакистаном, странами Персидского залива и Россией, Турцией, а также странами Европы. На данный момент мы развиваем точечные логистические маршруты по коридорам Север-Юг, Восток-Запад и Юг-Запад. Все эти транспортные и транзитные коридоры способствуют развитию отношений в сфере транзитной торговли между Азербайджаном и Германией. Мы следим за нарастающими темпами увеличения товарооборота Германии с Ираном и странами Персидского залива. Думаю, что Германия и ее логистические компании могли бы рассмотреть варианты сотрудничества с Азербайджаном в этом направлении.

 

CE: Министр транспорта Турции г-н Ахмет Арслан в интервью Caspian Energy сказал, что Баку-Тбилиси-Карс связывает сегодня 14 стран мира. Какие именно преимущества Вы видите в данном стратегическом направлении развития международных связей Азербайджана?

 

Махмуд Мамед-Кулиев:  Открытие железной дороги Баку-Тбилиси-Карс (БТК) является историческим событием в экономической жизни не только Азербайджана, но и всего Южно-Кавказского региона. Открытие этой железной дороги является очередным важным шагом в направлении улучшения торговых и коммерческих связей в Евразии в целом. На начальном этапе железная дорога будет способна транспортировать 5 миллионов тонн грузов в год, но грузопоток по ней сможет увеличиваться до 17 миллионов тонн с течением времени. Товарооборот только между Европой и Китаем составляет несколько сот миллионов тонн в год. Но стратегическая торговая повестка дня Китая с Европой сулит куда больший потенциал транзитных потоков. В будущем БТК послужит надежным звеном коридора Восток-Запад и обеспечит страны дополнительным торговым путем, соединяющим Европу с Азией.

Привлекательность БТК для перевозки грузов по Транскаспийскому международному транспортному маршруту (ТМТМ) возникает благодаря таким составляющим, как снижение себестоимости перевозки грузов, время нахождения в пути и безопасность транспортировки. С вводом в строй Баку-Тбилиси-Карс из ТМТМ исключается необходимость перевозок из грузинских в турецкие черноморские порты. Иными словами, исключаются и дополнительные транспортные расходы на морские паромные перевозки, а также портовые сборы. Это заметно повысит конкурентоспособность и привлекательность маршрута. БТК также имеет стратегическое значение для обеспечения диверсификации экономики и торговых отношений Азербайджана.

 

CE: Посол ЕС в Турции и Туркменистане в интервью Caspian Energy сказал, что ЕС заинтересована в стратегическом энергетическом партнерстве с Турцией и сегодня ведутся соответствующие переговоры, связывают ли Азербайджан и ЕС аналогичные юридические соглашения и какие преимущества, Вы видите в этом для Азербайджана и Турции?

 

Махмуд Мамед-Кулиев: Стратегическое сотрудничество с ЕС в области энергетики подкреплено соответствующими юридическими документами, главным из которых выступает Меморандум взаимопонимания о стратегическом партнерстве между ЕС и Азербайджаном в сфере энергетики. Сегодня Азербайджан вносит весомый вклад в обеспечение энергетической безопасности ЕС, экспортируя значительные объемы сырой нефти на европейские рынки. В настоящее время энергетическое сотрудничество также предусматривает экспорт природного газа из Азербайджана в рамках грандиозного проекта глобального значения – Южный Газовый Коридор (ЮГК), который будет рассматриваться в качестве важнейшего элемента в обеспечении пан-европейской энергетической безопасности и диверсификации поставок. ЮГК является прекрасным примером сотрудничества разных групп стран – стран ЕС, ассоциативная страна и Азербайджан, являющимся главным инициатором и вдохновителем проекта. Уникальную модель сотрудничества ЮГК можно задействовать и в других облястях представляющих взаимный интерес, например в сфере транспорта. Вопросы сотрудничества в энергетической сфере в полной мере отразятся и в новом стратегическом соглашении с ЕС.

С братской Турцией Азербайджан связывают исторически сложившиеся духовно-культурные связи, традиции и обычаи. Тесные связи и налаженный доверительный диалог, а также образцовое сотрудничество в энергетической сфере создали необходимые условия для реализации совместных стратегических проектов. В этом контексте особую значимость имеет проект TANAP, «спинной хребет» ЮГК, который расширит экспортные возможности Азербайджана.  

В целом реализация международных энергетических проектов и функционирование транспортных коридоров имеет стратегическое значение для укрепления региональной безопасности и устойчивого развития.

 

Вся лента