МБА чуть было не закрылся, но правительство не допустило этого – Эксперт

09:36 - 19.09.2019


19 сентября, Fineko/abc.az. Эксперт-экономист Пярвиз Гейдаров дал интервью сайту ABC.AZ о состоянии банковского сектора Азербайджана, проблемных кредитах и ряде других вопросов.

Предлагаем вашему вниманию это интервью.

- Несколько лет назад Палата по надзору за финансовыми рынками отметила необходимость ряда мер по оздоровлению банковского сектора. Один из них был связан с объединением некоторых банков. Как вы думаете, в ближайшее время есть вероятность слияния каких-либо банков?

- В настоящее время банковский сектор кажется вышедшим из сильного кризиса и спада 2014-2016 годов. Да, самой большой проблемой банковского сектора был вопрос проблемных кредитов, в который вмешалось государство. При помощи поддержки, оказанной президентом народу, нашел решение довольно сложный вопрос. Хотя, как отметил глава государства, это был непростой вопрос. Государство давно могло бы решить проблему путем выделения нужной суммы. Просто дело в том, что были свои законы экономики и вопросы ответственности. Одно время объем проблемных кредитов в целом достигал почти 2 миллиардов манатов. По каким причинам это произошло?..

Возможно, сразу последует ответ: по причине девальваций, произошедших в 2015 году. Нет. В банковском секторе страны и ранее ситуация обстояла неважно, просто не была очевидной, потому что в страну шел сильный поток валюты, в банках дефицита в финансах не было. Падение мировых рыночных цен на нефть еще более усугубило положение. Безусловно, проблема банков образовалась также из-за высоких кредитных процентов. Кредитные проценты, предлагаемые коммерческими банками в Азербайджане, никогда не были на однозначном уровне.  Во многих случаях они были не только выше 10%, но и выше 20-25% и в настоящее время остаются на этом уровне. Потому что трудности при возврате кредитных средств существовали всегда, и после ухудшения экономического положения эти трудности возросли. В период кризиса 11 банков закрылось. Международный банк Азербайджана (МБА) тоже чуть было не закрылся, но государство и правительство не допустили этого – обязательства перед внешними финансовыми структурами были выполнены и т.д. Спрашивается, в данном периоде мы увидели слияние каких-либо банков? Нет. Этого не случилось, потому что у нас такой «культуры» нет. На самом деле, слияние банков более выгодный и целесообразный процесс, тенденция, нежели их закрытие. Это вопрос распределения ответственности и доверия. К сожалению, такого рода элементы не проявились у нас даже в самые тяжелые времена банковской системы, и я считаю, не проявятся вообще. Поэтому если считать нынешнее положение банковского сектора относительно удовлетворительным, то есть, отделенным от аппарата искусственного дыхания, я не жду осуществления слияния, несмотря на то что большое количество банков нуждается в этом.

- В Азербайджане действуют 30 банков. Как вы думаете, для развития этого сектора в Азербайджане нужно ли вхождение новых банков в Азербайджан?

- Количество банков в стране должно определяться рынком. Это должно проявляться в соответствии с требованиями экономики. Выше я отметил, что в кризисный период 11 банков ушло, то есть закрылось. Среди нынешних банков также много банков, которые близки к закрытию. Просто это не выгодно. Закрытие того или иного банка обходится трудно для нашей финансовой системы. До сих пор не полностью решены проблемы наших закрытых, то есть вышедших из строя банков. Ввиду этого, в настоящее время нашим банкам требуется государственная поддержка. Если даже кажется, что нет необходимости в создании того или иного банка, нельзя допускать закрытия любого из существующих. В целом, там, где имеется нормальная банковская деятельность, следует положительно отнестись к появлению и созданию любой новой структуры. Но этого у нас еще нет. Глава государства, решив вопрос о проблемных кредитах, относительно возродил положение банков, но мы вновь видим, что данные структуры хотят, как раньше, заработать больше на механизме потребительского кредитования и проводят текущую политику получения доходов, как это было в период до 2014 года. Это также означает, что повторяются старые ошибки. При таком положении приход в систему любой новой кредитной организации нам ничего не даст.

- Как вы знаете, имеются еще задержки в возврате кредитов, взятых в банках. Как вы думаете, данное обстоятельство снова может создать бум проблемных кредитов в стране?

- В настоящее время вопрос проблемных кредитов все еще остается. Раньше их было больше. Я уже отметил, что одно время объем проблемных кредитов в целом достигал почти 2 миллиардов манатов, и по каким причинам это было вызвано. Из-за девальваций, произошедших в 2015 году? Нет. В банковском секторе страны и ранее ситуация обстояла неважно, просто не была очевидной. В странах с нормальной экономикой девальвация – это обычный процесс и регулярно происходит поэтапно. Дело в том, что у нас долгое время этого не происходило из-за нефти, в том числе из-за свободного регулирования валютного рынка. Но это не значит, что никогда не произойдет. На самом деле сами банки в свое время рисковали. То есть, не приняв во внимание возникновения девальвации в любом случае, спонтанно распределяли кредитные средств в долларах. А в результате, пострадало государство. В развитии проблемных кредитов по возрастающей динамике кредиты в долларах играли важную роль еще до девальвации. Однако изменение курса маната с 0,78 до 1,70 манатов окончательно осложнило ситуацию. Отвечая на ваш вопрос, кратко заявляю, что до тех пор, пока банки строят свои доходы на потребительском кредитовании, вопрос проблемных кредитов всегда будет существовать. Другими словами, без прямого взаимодействия между банковским сектором и реальным сектором экономики банки не смогут выйти из кризиса. Поэтому говорить о полном решении старых проблем пока рано.

Автор: Эльмир Мурад