Манат достаточно стабилен, мы не ожидаем на него какого-либо давления – интервью с представителем Всемирного банка

10:40 - 15.03.2022


Менеджер Всемирного банка по Азербайджану Сара Майкл дала интервью ABC.AZ.

Представитель ВБ рассказала о проектах в Азербайджане, положении банков в стране и влиянии на курс маната. Представляем данное интервью вниманию читателей.

- Ожидаются ли в ближайшее время новые проекты Всемирного банка, связанные с Азербайджаном, если да, то какие?

- В настоящее время в Азербайджане мы реализуем 3 проекта. Первый из них – проект поддержки занятости. Основной целью этого проекта является предоставление людям, в частности, принадлежащим к социально уязвимым группам, определенных навыков трудовой занятости, а затем оснащение их инструментами, оборудованием для начала деятельности. Наш второй проект связан с модернизацией сектора юстиции. Здесь также целью проекта является цифровизация системы юстиции, внедрение электронных судов и обеспечение упрощенного доступа граждан к услугам юстиции. И в настоящее время до 1 миллиона человек имеют доступ к этим новым услугам.  Наш третий проект относительно новый. В конце прошлого года был дан старт его реализации. Проект предусматривает реконструкцию дороги Сальян-Билясувар, дороги между указанными районами. Также этот проект предусматривает совершенствование нового транспортного сообщения. Это будет учитываться как в аспектах, связанных с улучшением инфраструктуры, так и в аспектах, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения, а также с изменениями в процессе реконструкции дороги. Что еще более важно, этот проект также будет способствовать развитию бизнеса, капитала, определенной деловой деятельности людей в этих регионах.

- На какой срок планируется строительство рассматриваемой дороги?

- На строительство этой дороги Всемирный банк выделил $65 млн, для реализации проекта выполнен ряд процедур. С началом строительного сезона, вероятно, в ближайшее время начнутся и строительные работы. Скорее всего, строительство будет осуществлено в течение 2 или 3 лет.

- В целом проводит ли Всемирный банк мониторинги после выделения средств на проекты? И сталкивались ли вы с какими-либо негативными ситуациями во время мониторинга?

- Конечно, мы выделяем финансирование. Но мы считаем, что финансирование не является основной частью нашей работы. И, естественно, мы принимаем активное участие как в подготовке, так и в реализации этих проектов. Это происходит различными способами. Во-первых, хочу отметить, что особую ценность Всемирному банку придает тот факт, что он обладает глобальным опытом и глобальными знаниями. Мы можем применить опыт, полученный в глобальном масштабе, к странам. С этой точки зрения мы вместе с соответствующими структурами правительства строго контролируем реализацию проектов. С этой целью несколько раз в год у нас проводятся специальные миссии контроля, поддержки исполнения. Вместе с экспертами правительства мы анализируем ход реализации проекта и даем свои советы. При реализации какого-либо проекта он нуждается в определенной адаптации. К примеру, последние 2 года в связи с пандемией возникла необходимость внести некоторые коррективы в структуру тех или иных работ, проектов. Например, частью проекта по трудоустройству являются тренинги лиц, которые будут в них участвовать. Как правило, эти тренинги проходят «вживую», но из-за пандемии возникла необходимость в проведении этих тренингов в онлайн-форме. Рассчитывается и дается рейтинг оценки проектов, реализуемых в Азербайджане. Я с гордостью могу сказать, что каждый проект в целом получил удовлетворительную оценку. Серьезных недочетов, недоработок замечено не было. Но естественно, есть мелочи, которые устраняются.

- На протяжении долгого времени Всемирный банк стабильно функционирует в Азербайджане. Есть ли планы по расширению банка или дальнейшему увеличению профиля в Азербайджане?

- Хочу отметить, что в любой стране, где мы проводим свою деятельность, мы работаем именно на основании обращения правительства. Начало разработки любого проекта, его инициирование – результат совместной работы с правительством. И, естественно, за эти годы могут произойти определенные изменения и в направлениях нашей деятельности. Например, когда мы начали партнерство 30 лет назад, очень немногие говорили о цифровом развитии. Но сейчас эта тема находится в центре наших обсуждений. До конца этого года мы совместно с Азербайджаном подготовим с официальным Баку документ, который определит направления деятельности на ближайшие 5 лет. Я уверена, что если мы снова встретимся в конце этого года, то уже сможем более точно и подробно сказать, чем будем заниматься в Азербайджане в ближайшие 5 лет. В этом году мы отмечаем 30-летие нашего партнерства с Азербайджаном. И можно сказать, что за эти 30 лет мы поддержали проекты во всех сферах жизни страны. Эта поддержка охватывает все сферы – от здравоохранения, образования до сельского хозяйства, в том числе финансовый и энергетический секторы. И мы смотрим в будущее. Вместе с тем, по новому предложению правительства, мы готовы продолжить наше партнерство в любом направлении, которое будет сочтено целесообразным.

- Можно ли это понимать как то, что в ближайшие годы Всемирный банк не будет сокращать, а расширять партнерство с Азербайджаном?

- Конечно, мы в любом случае не намерены сокращать свое присутствие в стране.

- Как вы оцениваете нынешнее состояние банков в Азербайджане и даются ли им какие-либо рекомендации?

- После кризиса 2015 и 2016 годов мы являемся свидетелями совершенствования и укрепления банковской системы. Это проявилось в нескольких направлениях.
Мы наблюдаем процесс ликвидации слабых и уязвимых банков, улучшения качества активов в банковской системе, а также дедолларизации вкладов. Мы также являемся свидетелями приверженности правительства оздоровлению финансового сектора в рамках прошлых лет. В частности, это проявляется в совершенствовании системы контроля за финансовым сектором. В то же время происходит совершенствование структур регулирования и контроля. Повышено внимание к обеспечению стабильности банковской системы. Вместе с тем, конечно, есть определенные области, в которых необходимо уделять внимание или устранять трудности. Есть определенные банки, которые имеют валютные риски, обязательства. В то же время на глобальном рынке за пределами банковской системы волатильность является одним из вопросов, требующих определенного внимания.

- Банковский сектор какой страны вы считаете наиболее прогрессивным среди стран Южного Кавказа?

- По сравнению с другими странами со средним уровнем дохода банковский сектор Азербайджана относительно невелик. Если посмотреть на соотношение кредитов или депозитов к валовому внутреннему продукту, то по сравнению со странами с таким же доходом банковский сектор в Азербайджане меньше, чем в вышеупомянутых странах. То есть, в этой сфере есть определенный потенциал.
В то же время мы проводим обсуждения в области финансовой инклюзивности.
И в этой области в течение нескольких лет, особенно во время пандемии, мы являемся свидетелями приверженности правительства этому. Это говорит о том, что масштабы использования людьми цифровых услуг расширяются. Особенности каждой страны, особенности их экономики различны. В соответствии с этим приоритеты их финансового сектора и банковской системы также различны. Конечно, в каждой стране, где мы работаем, мы проводим оценки по нескольким показателям, оказываем помощь странам. Это по-прежнему включает в себя стабильность банковской системы, финансовую инклюзивность, доступ к кредитам из средств финансирования, качество активов, фазу регулирования, уровень конкуренции на рынке и внедрение цифровых технологий. В соответствии с банковским сектором каждой страны, одному из них уделяется больше внимания, а другие отходят на второй план.

- Известно, что в Азербайджане в настоящее время действуют 26 банков. Как вы думаете, для 10-миллионной страны этого достаточно или мало?

- Если говорить о банках, то их количество не так важно. Важны объемы привлеченных банками кредитов и депозитов. По глубине системы и ее охвату Азербайджан несколько отстает от стран, имеющих собственный уровень доходов.

- Продукты питания дорожают, манат ослабевает. Были ли проведены какие-либо меры правительством в такой ситуации?

- Во-первых, во всем мире сегодня мы наблюдаем рост цен на продукты питания и рост инфляции. Наши экономисты, работающие по всему миру, пытаются проанализировать эти тенденции. Манат достаточно стабилен, учитывая высокие цены на нефть и газ, мы не предполагаем какого-либо давления на его обмен. Конечно, мы тесно сотрудничаем с Центральным банком, и в случае необходимости поддержки в какой-либо области мы готовы дать рекомендации.

Автор: Эльмир Мурад